Как нарисовать зимний пейзаж: урок масляной живописи «Пришла зима…»

Здравствуйте, дорогие читатели!

Вот и пришла зима!  И сегодняшний сюжет, я хочу посвятить именно теме красоты зимних пейзажей.

Сегодня у нас:

  • не совсем обычная композиция,
  • интересное сочетание цветов в зимнем пейзаже (красный и голубой),
  • не самый банальный сюжет,
  • и конечно же эффектные приемы масляной живописи.

На выходных я провела несколько дней на даче, у леса и небольшой реки. Дачный поселок уже покрыт первым снегом. Раньше, мне казалось, что незатейливые, иногда совсем крохотные дачные домики смотрятся как-то более-менее живописно только в теплую пору, когда все цветет. Я ошибалась, в застывшем зимнем пейзаже, есть своя прелесть и умиротворение, а необычный маленький домик под белым снегом, кажется сооружением из какой-то сказки или из прошлого. На заборах плетется дикий виноград, и пока еще не все листья и ягоды опали. Эти яркие вкрапления очень оживляют слегка унилую картину в пасмурный зимний день. Вот примерно из таких впечатлений соткана картина, о которой я вам сейчас расскажу.

Подготовка


Итак, будем писать умиротворенный, спокойный и по-своему прекрасный зимний пейзаж, который я бы назвала, возможно «первый день зимы», по дате написания 🙂

Приготовьтесь к тому, что техника и композиция будут не самыми простыми.

Подробно о технике, в которой я работала рассказано в одном из предыдущих уроков «Весенняя гроза», или «Мастер-класс пионы».

Коротко об особенностях данной техники масляной живописи:

  1.  Мы не используем разбавителя
  2.  Все краски смешиваем с льняным маслом.
  3.  Пишем только мастихином. В работе можно использовать мастихины разных форм и размеров.

Нам понадобятся следующие масляные краски и материалы


  • белила титановые;
  • голубая ФЦ;
  • кобальт фиолетовый темный;
  • кадмий красный;
  • марс коричневый темный;
  • кадмий оранжевый;
  • краплак красный прочный;
  • краплак фиолетовый;
  • холст на подрамнике 30х40см;
  • мастихин (желательно несколько — один с заостренным кончиком «малый ромб»);

    мастихин для масляной живописи ромб

    мастихин в форме ромба

  • льняное масло;
  • тряпка или салфетки для вытирания мастихина.

Описание процесса поэтапного создания зимнего пейзажа


Подмалевок

Холст желательно покрасить в какой-либо нейтральный цвет, например, как у меня: холст предварительно (за час до работы) грунтован жидкой смесью неаполитанской желтой и коричневого марса большой флейцевой кистью (можно использовать голубой или коричневый).

Наносим эскиз

Это можно сделать сразу масляной краской тонкой кистью. Или, если холст сухой — карандашом. При этом, как всегда нужно помнить о композиции.

Нанесем краски на палитру

Нам нужно будет много белил, которые предварительно нужно смешать и хорошенько замесить с льняным маслом. Остальные краски не обязательно смешивать с льняным маслом. Большинство из красок мы все-равно будем смешивать с белилами в которых масло уже присутствует, и это поможет нам достичь нужной консистенции красок.

Напишем небо

В пасмурный день, оно достаточно таки бледное. Смешаем белила с капелькой голубой ФЦ. Небольшим мастихином нежными мазками закрасим все пространство неба на нашем холсте. Не стоит добиваться единого слишком ровного идеального тона. Ближе к линии горизонта добавляем больше голубого, выше- немного белее, серее, прозрачней. Если на голубоватом фоне появиться белый мазок — у вас получиться облако.

Наметим небольшое озеро

Для изначального цвета озера выберем смесь марса коричневого и синей ФЦ. Наносим краску мастихином горизонтальными движениями. Ближе к берегам добавляем больше синего.

Пишем снег

Снег, лежащий на берегах пишем белилами, в которые подмешиваем где-то немного синей, коричневой, краплака красного, фиолетового. Естественно снег также пишем горизонтальными мазками, с небольшим наклоном возле воды.

Домик на берегу озера

Основа для крыши домика — смесь: больше кадмия красного +марс коричневый+капля белил.

Основной цвет для домика: марс коричневый+ немного кадмия красного и оранжевого (мазки вертикальные).

Я специально сделала красную черепичную крышу, что бы домик выглядел более интересно.

Покрываем всю плоскость крыши и домика соответствующими красками ровным слоем, так что бы мазки мастихина были практически незаметны (разглаживаем краску). Дальше, на крыше добавляем каких-то оттенков, сверху немного оранжевого с красным, внизу пятен потемнее. Потом, «вырезаем» острием мастихина полукруглые очертания черепицы.

Домику также стоит добавить оттенков. Под крышей более темных, добавим больше чистого марса коричневого. Также, выделим углы деревянного дома краской и короткими горизонтальными мазками.

Окна

Аккуратно снимаем часть краски там, где собираемся расположить окна. Легким движением наносим смесь белил и голубой. Дальше ребром мастихина коричневой краской показываем раму на окне.

Мазком коричневого марса показываем дверь и навес над дверью теми же цветами и приемами, какими писали крышу.

Отражения

Отражение домика в воде — один из самых живописных моментов в этой работе. На темную поверхность воды набрасываем легкие вертикальные мазки кадмием красным с каплей белил и марса коричневого. Также отмечаем отражение окна в спокойной воде.

Горизонтальными мазками, белилами с примесью коричневой показываем островки снега, лежащего на воде. Под этими островками еле заметные их отражения.

Деревья травы и кусты

Пишем эти объекты совсем абстрактно. Используем разные смеси и разные пропорции теплых красок (коричневый, красный, оранжевый). Для написания тонких стебле прекрасно подойдет ребро мастихина, от его легкого прикосновения остаются тоненькие изящные мазки. Этими мазочками и формируем формы напоминающие деревья, кустарники или камыши.

Листья винограда

Дальше, приступим к самому интересному — листьям дикого винограда, сквозь которые, как будто мы и наблюдаем за этой картиной. Краски для листьев:
краплак красный + кадмий красный+ кадмий оранжевый+ капелька коричневого марса + немного белил

Покрываем ранее намеченную форму листьев винограда разными смесями вышеуказанных красок, достаточно плотным слоем.

Чтобы  положить краску пастозно (толстым) и равномерным слоем мастихин с краской стоит едва прижимать к холсту, еле касаясь холста распределять краску (как масло на хлеб :)).

Мастер класс живописи Как нарисовать зимний пейзаж?

Как нарисовать зимний пейзаж

Дальше, у нас должна появиться красивая структура листиков. Ее просто просто создать двигая ребром острого ромбовидного мастихина от центра листика к краям. Таким образом мы немного прорезаем равномерный слой краски, этим же показываем прожилки на листьях дикого винограда.

Осталось наметить несколько сухих веточек и оставшиеся зимовать ягоды винограда. Ветки намечаем ребром мастихина, который макнули в марс коричневый. Ягоды намечаем мастихином с закругленным кончиком кобальтом фиолетовым.

Добавляем еще снега

Поверх большинства объектов набрасываем снег. Делаем это мастихином, очень-очень легкими движениями и, естественно, белилами с примесью синей.

P.S:
В видео-уроке показано: как исправлять ошибки, как снимать краску, уточнять форму объектов. Надеюсь, этот урок вам понравился и Вы также напишете свой зимний пейзаж.

А видео-урок живописи дополненный текстовыми разъяснениями поможет вам сделать это быстро и с удовольствием!

Видео онлайн урока «Как нарисовать зимний пейзаж?»



Желаю вам удачи и творческих успехов!
Делитесь своими впечатлениями в комментариях. Пишите картины вместе с нами.

Рекомендуем публикации

Пожалуйста оставьте комментарий!
  • Людмила Ковалева

    Очень красиво, необыкновенно. Спасибо Елена.

  • Евгений

    Большое спасибо за ваши уроки. Очень интересно и познавательно. У меня есть вопрос, может ответите? Или здесь или лучше бы на почту. Почему художники часто грунтуют холсты коричневой краской и потом по ней пишут совсем другими цветами, с коричневым не схожей. Смотрю много уроков для обучения и часто это вижу. А для чего это делается мне не понятно. Спасибо.

    • Здравствуйте, Евгений! Если говорить просто, то с нейтральным подмалевком (серым, коричневым, голубоватыи или рыжеватым…) легче и проще рабртать. В процессе работы над картиной мы уже не переживаем, что остануться «кусочки» незакрашенного холста. К примеру, в этой работе, у меня возле трав виден неаполитанский желтый — цвет подмалевка, и он там достаточно органично вписывается. Какой цвет подмалевка — наверное, его выбирают интуитивно, или по привычке. Знаю художников, которые для своих работ используют только серый грунт. Другие по настроению и ощущению выбирают.
      К тому, что лучше проще и удобней писать на грунтованом холсте я пришла недавно, по-этому и ответ, возможно, несовсем удовлетворительный.
      Может стоит спросить еще и более опытных и именитых художников?

  • Елена

    Спасибо, Елена, за очередной замечательный урок! У меня листья не получились так хорошо, как у Вас… Буду сегодня дорабатывать. Жду следующего урока!

  • Елена

    Мне кажется, что листья у меня недостаточно яркие, да и тени, наверно, надо прибавить.

    • Хорошая работа,Елена! ;)Домик у Вас симпатичный получлся. Листики сами по себе неплохие, просто светлее чем у меня. Река хорошо вышла, а вот дерево, мне кажется немного «грубовато». Вцело здорово получилось, тем более, что этотсбюжет и техника не так просты. Видно что у Васуже есть опыт работы с маслом.

  • Елена

    Спасибо, Елена, за отзыв. Дерево подработаю. Опыт работы с маслом невелик — около двух лет, и все уроки получаю от мастер-классов из интернета, в том числе — и от Ваших! Спасибо за Ваш труд, он очень много для нас, новичков, значит!