Футуризм – движение в искусстве 20 века, зародившееся в Италии. Используя специфические методы, художники подчеркивали современные социальные проблемы, связанные с будущим. Темы творчества сосредоточены на развитии техники, автомобилей и самолетов, на промышленной революции, на проблемах молодежи и насилия.
Оглавление
История
В качестве нового стиля и движения, футуризм сначала сформировался в литературе – в творчестве Маринетти, поэта и литератора, основателя стиля. Первый манифест футуризма опубликовали в Le Figaro в 1909 году, вскоре собрались молодые итальянские художники, приверженцы футуризма – Боччони, Джакомо Балл, Карло Карр, Руссоло и Северини. В 1910 году написаны и опубликованы «Технический манифест футуристической живописи» и «Манифест футуристических художников».
В России начала 20 столетия реакция на появление футуристического манифеста была яркой и эмоциональной. Художники отказались наследовать итальянских живописцев, выбирая собственный путь развития. Критики отмечали, что у футуризма нет будущего.
Термин
Слово «футуризм» долго применялось в публикациях о кубизме и других направлениях живописи начала 20 века. С развитием литературы связан термин «эго-футуризм» – это направление 1910-х годов, тесно связанное с творчеством Игоря Северянина, хотя работы поэта не имели ничего общего с футуризмом.
Фраза «искусство будущего» впервые появилась в русской прессе в 1908 году, за год до официального появления термина «футуризм». Понятие применили к работам – Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Владимира Баранова-Россинэ, Александра Экстер и братьев Бурлюк. Русская пресса назвала работы в новом стиле «чрезвычайно интересными».
Основатель
Маринетти, основатель стиля, посетил Россию в 1914 году и отметил различия между российским и итальянским футуризмом: русский футуризм не отвергает прошлое, стремясь к культурным и национальным корням.
Первая выставка
В 1912 году прошла первая тематическая выставка картин футуристов, которая побывала во многих городах Европы: Гаага, Амстердам, Брюссель, Лондон, Берлин, Цюрих, Вена и другие.
Слово «нео-футуризм» появилось позже – это новый этап развития стиля, хронологически совпавший с концом 20 – началом 21 века. Картины выражают главные идеи движения.
Основные идеи
В отличие от других авангардистских движений начала 20 века, отличительной чертой футуризма являлось стремление проникнуть во все сферы современной жизни. Цель движения – систематические изменения в обществе, формирование новых идей и взглядов.
Против буржуа
Футуризм – это направление, а не стиль, освобождающий приверженцев от оков буржуазных условностей 19 – начала 20 столетия, призывал пересекать границы традиционных художественных жанров, претендовать на полную свободу самовыражения. Через манифесты, которые касались общества в целом, художники-футуристы 20 столетия провозгласили культ современности и появление новой формы художественного выражения, положили конец искусству прошлого. Картины перечеркивали классические традиции, особенно в Италии, которая стала главной мишенью для атаки. Мир технологий представили, как полноценное выражение красоты, достойное интереса художника.
Аналитика
Начало развития футуризма в живописи – аналитический этап – предусматривал анализ динамики, объектов, цветовой палитры, дополнительных оттенков цвета, форм и передачи пропорций. Милан стал центром развития футуристического творчества, руководителем считался Боччони при поддержке Карра и Руссоло. Представители прославляли технологии, скорость, войну.
Ошибочно считать, что футуристы – исключительно прогрессивны в политических идеях. Представители движения имели провоенные взгляды, прославляли насильственные меры решения конфликтов на мировом уровне. В войне футуристы видели возможность очищения общества, художники и писатели становились добровольцами на фронтах Первой мировой войны.
Основные черты
Признаки футуризма в живописи:
- Использование ярких цветов и четких форм;
- Философский подтекст в картинах в живописи футуристов, в первую очередь, видели способом выражения собственной политической позиции;
- Динамичность изображений;
- В центре творчества часто стояла тема войны;
- Художественные формы и передачу цвета футуристы заимствовали у фовистов и кубистов;
- Геометричность изображений;
- В живописи динамика часто переплетается со статикой;
- Стремление передать не только осязаемые предметы, но и звуки.
Несмотря на издание манифеста, художникам-футуристам потребовалось время для разработки содержательного, узнаваемого стиля, который воплощал идеи движения. В ранних футуристических картинах живописцы использовали теорию дивизионизма: построение изображений вверх из серии точек и полос чистого цвета. В 1911 году футуристы приняли приемы кубизма.
Несмотря на восприятие стилистики кубистов, картины футуристического движения отличались от работ Пикассо и Брака. Футуристы стремились передавать в живописи типичные предметы, городские сцены и транспортные средства в движении. Основное внимание на движение и скорость сильно контрастирует с догмами кубистов, для которых основной была статика, а не динамичное изображение картины мира.
Значение
Футуризм – движение 20 столетия в живописи и других направлениях искусства, повествующее о социальных и культурных факторах влияния на человеческий ум. Это движение моно назвать политическим, которое использовало искусство как оружие против традиции, догмы, правил, принятых в обществе. Русский вариант движения, помимо основных идей, демонстрировал возврат к культурным истокам.
Представители движения стремились повлиять на массовую аудиторию при помощи искусства. Движение направлено на трансформацию политического менталитета общества, на обретение понимания жизни в современном мире.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.