Живопись эпохи северного возрождения

Культурное явление и масштабное направление в развитии искусства – Ренессанс – было ярким этапом в развитии живописи, архитектуры и скульптуры Италии XV века. В конце XV – начале XVI века Ренессанс покинул пределы Италии, и начал развиваться на территории Франции и стран Северной Европы.

Для искусства каждой страны этого периода выделяют характерные черты. Эпоха Ренессанса стала отправной точкой развития общества и духовного пробуждения. Выделяется 2 пути преобразований: гуманистическая идеология и религиозное обновление. По второму пути пошли художники северных стран Европы.

История термина


Наиболее яркой и узнаваемой формой развития искусства эпохи Возрождения стала живопись северных стран. Северное Возрождение зародилось в Германии и Голландии. Основными центрами развития стали Амстердам, Аугсбург, Галле, Нюрнберг.стили живописи, северное возрождение, брейгель

Термин «Возрождение» трудно применить к искусству стран Северной Европы. Изначальный смысл термина – возврат к античной традиции, но это не актуально для Германии и Нидерландов. В контексте этих стран речь идет о религиозных преобразованиях.

Общими чертами для итальянского и северного Ренессанса являются:

  • Тяготение к гуманистическим идеям;
  • Концентрация внимания на личности человека, его самосознании – картины отображают внутренний мир, эмоции личности;
  • Отказ от феодального мировоззрения.

Выразительные черты стиля


Главные особенности и причины отличия Северного Возрождения от других разновидностей объясняются специфическими условиями исторического и культурного развития стран. В Германии и Нидерландах

Возрождение зародилось с запозданием на 100 лет и имело свои особенности. Цели и главные черты идеологии:

  • Целью развития живописи стало воскрешение основ религии ранних христиан. В этом принципиальное различие с итальянским Возрождением: в основе сюжета полотен – сильная, героическая личность.
    Центральная идея: роль первенства имеет христианская любовь к ближнему.
  • Живописи северных стран свойственна архаичность, религиозность, символизм – искусство имеет меньше связей с античностью.
  • В основе идеологии – пантеизм: Бог есть, но он воплощен в природу, все одухотворенное и неодухотворенное. Природа символизирует связь с Богом, гармонию, бесконечность. Из этого следует желание художников передавать природу при помощи живописи. Так пейзаж выделился в отдельный жанр живописи.poklonenie-pastuhov-altar-portinari-gugo-van-der-gus

Выделяют несколько принципиальных отличий, благодаря которым можно выделить картину, представляющую Северное Возрождение:

  • В творчестве художников более заметно влияние готического, а не античного искусства.
  • Практически не уделяется внимание анатомическим подробностям человека.
  • Отсутствует связь с античной традицией или она минимальна.
  • Детализация письма.
  • Сильное влияние на Реформацию и зарождение протестантизма.

Базой для развития искусства стала придворная живопись Бургундии, метод записи нот Арс Нова.

Наиболее известные живописцы


В конце XV века художники Северного Возрождения Германии начали развивать портретный жанр. Особенность работ – отсутствие интереса к красоте и гармонии внешности, в отличие от итальянской живописи. Главное в работах немецких творцов – передача эмоциональности, живости, индивидуальности. Это говорит о доминирующей этической составляющей искусства Северного Возрождения. Работы нидерландских художников отличаются тягой к детализации письма. В этом живописцы достигали совершенства.

Ян ван ЭйкЯн ван Эйк, стили живописи, северное возрождение

Основоположник Ренессанса в Голландии. Его главное творение – полиптих Гентского алтаря. Работа полностью отображает идеи культурной эпохи: гуманистическую направленность, детализацию природы, эмоциональную передачу образов.

Считается, что именно ван Эйк впервые применил масляную живопись для создания алтарных сюжетов.

Иероним Босхстили живописи, северное возрождение

Иероним Босх – нидерландский живописец, обладающий особым стилем и передачей реальности. Главная особенность творчества – аллегоричность. Босх критиковал пороки общества, демонстрируя отрицательные эпизоды жизни, был художником-морализатором. Зло изображает под разными обличиями.

Питер БрейгельPieter_Bruegel

Живописец из Нидерландов, график. Главными темами его работ были: противостояние добра и зла, отображение скрытого смысла явлений, безумие и бессмысленность существования человека. Религиозные сюжеты переплетены с повседневными.

Альбрехт Дюрер

стили живописи, северное возрождение

Германский художник, основатель Ренессанса в Германии. Ему удавалось тонко и умело передавать дух эпохи через призму гуманизации и религиозности. В творчестве Дюрера отобразилось влияние итальянского искусства. Особенности работ: детализация, реалистичность передачи образов, цельность композиции, гармоничность. Тематика, преимущественно, религиозная. Также, Дюрер создал множество гравюр, самые знаменитые: «Меланхолия», «Всадник, смерть и дьявол».

Лукас Кранах Старшийстили живописи, северное возрождение

Германский художник, представляющий широкое разнообразие сюжетов в живописи. Присутствует влияние античной традиции.

История Северного Рересанса


Развитие Ренессанса в Северной Европе служило основой для реформации и переосмысления религиозных ценностей.

Рекомендуем публикации

Пожалуйста оставьте комментарий!