Лессировку в разных источниках о масляной живописи называют термином «глазурь», «глизаль», «глейз» или «глянец». Этот общий метод используется в академической живописи для окончательной обработки полотен с 16 века – волосяной щеткой работают на тонком, прозрачном, более темном слое сухой краски.
Художники сначала выполняют гризайль – мелкие подробные монохроматические подмалевки – в серых тонах или бистром из коричневого пигмента с растворимым клеем. Затем применяют ряд цветных глазурей. Метод живописи лассировка создает визуальную глубину, которую невозможно получить прямым методом Алла прима.
Оглавление
В работах маслом
В масляной живописи самая простая форма глазури представляет собой тонкий, маслянистый, прозрачный слой краски, который распространяется поверх непрозрачного сухого фона. Это вызывает эффект объема и свечения. Тонкая маслянистая глизаль облегчает визуализацию деталей, сложность воспроизведения тонов кожи.
При использовании нескольких слоев глазури остаются видимыми сочетания всех используемых оттенков. Тем не менее, пигменты не смешиваются, так как краска обязательно сохнет перед последующим слоем. Для очередного нанесения мазка художник увеличивает количество масла в краске. Такое применение обогащенных, разбавленных маслом пигментов сводит к минимуму образование трещин.
Лессировка выполняется различными способами и сопровождается применением разновеликих щеток, губок, растворителей. Сложный завершающий процесс может сделать работу шедевром или полностью испортить картину. Опытные художники в процессе работы применяют приемы, которые упрощают работы на завершающем этапе:
- Художники глизаль заменяют непрозрачными, плотными слоями краски или текстурированием – пастозная техника разнообразит поверхность, подчеркивает объем, яркость и глубину, позволит создать фактуру на поверхности.
- Большими щетками наносят пастозную глазурь на непрозрачный, светлый фон для визуального смягчения или осветления некоторых областей полотна. Лессировка, как глизаль, выполняется по сухому слою неразбавленной краски, используя технику «сухой кисти». Пастозный глянец ложится довольно толстым слоем, в результате чего сохраняет ломаные колоритные мазки. В масляной живописи лессировка часто используется для воспроизведения неба, краям облаков, эффекта свечения или отражения.
- Промывкой называют тонкий слой матовой краски, наносимый в свободном порядке. Смывание отличается от глазури и лессировок тем, что применяется на самых ранних этапах работы для разработки первоначального, общего тона или цвета. Скипидар или другой разбавитель свободно используется для стирания некоторых участков.
Любой из перечисленных способов участвует в процессе лессировки. Конечный результат зависит от опыта и умения совмещать различные техники для получения идеального результата. Но кроме умения завершить полотно, сохранить его от возможных повреждений, в процессе работы важную роль имеет используемая палитра.
На акварелях
Лессировка – это техника, похожая на глазурь, но покрытие делают непрозрачным, написанным очень тонким слоем, чтобы нижний фон просвечивался – это работает по принципу оптического смешивания цветов, аналогичному стилю пуантилизм. Большинство художников используют для глазури темные тона, но для лессировок в акварелях более подходят светлые цвета, особенно, при передаче атмосферных эффектов, при рендеринге тумана или облаков.
В акварелях лессировку успешно делают при помощи смыва – это помогает исправить проэкспонированный участок или уменьшить чрезмерный цветовой контраст. Для глазури применяют прозрачные или полупрозрачные пигменты и наносят мазки очень тонким слоем по сухому фону. После этого можно изменить тональное значение или цвет фонового слоя.
Палитра прозрачной глазури
Прозрачные цвета в палитре для лессировки идеально сочетаются и предполагают конкретный визуальный эффект. Благодаря стойкости и интенсивности цветов, художники смешивают небольшое количество краски, соответствующей определенному участку для создания богатой и живой глазури:
- густой, матовый желтый; глубокий полупрозрачный золотисто-желтый; теплый желтый делают картину освещенный солнечным светом,
- чистый, яркий полупрозрачный оранжевый цвет; прозрачный теплый оранжевый используют для восхода и заката;
- холодный красный с желтым обеспечивают ключевые оттенки;
- чистый теплый фиолетовый; красновато-фиолетовый и холодный фиолетовый применяют рядом с сильным черным с отливом для создания объема;
- синий цвет с оттенком морской воды, прозрачно-голубой, фиолетово-синий сопровождают зеленый цвет;
холодный зеленый, темно – зеленый высокой прозрачности добавляют к теплой зелени для придания естественности.
Художники применяют глизаль для картин маслом, акварелей, но применяется метод в работе с тканями – батике, встречается лессировка в декупаже и других техниках.
В настенной живописи
Когда лессировка используется для настенной живописи, фресок, покрывается вся поверхность работы. Поэтому глизаль часто сохраняет видимые следы мазков, особую текстуру от французской кисти, пергамента, стрии, валика или губки. В зависимости от желаемого эффекта лессировка для фресок производится с помощью пигментов на водной основе или материалами на масле:
- Керосин или льняное масло применяют для расширения рабочего времени при работе масляными красками;
- Чтобы получить больше времени для обработки водорастворимых материалов, глизаль разбавляют глицерином или другим увлажняющим агентом.
Для настенной живописи водные глазури рекомендуют для более грубых текстур, где перехлест цвета бывает приемлемым. Прозрачная и матовая глизаль обеспечивает художника уникальным набором визуальных возможностей, которые преображают полотно, но приходится долго учиться, чтобы освоить все тайны, которая скрывает лессировка на практике.