Как правильно рисовать пейзаж

Здравствуйте, дорогие друзья!

Если вас волнует вопрос как наполнить свой пейзаж глубиной, пространством, воздухом и объемом  — вам будет очень интересен материал этой статьи.

Этот урок посвящен очень важным вещам, которые каждому начинающему художнику нужно знать и обязательно использовать во время написания пейзажа. Если пишете маслом, акварелью, пастелью, гуашью, акрилом или карандашами — эти правила обязательно пригодятся и будут полезны.

Пейзаж и перспективу нельзя разделять. Невозможно написать хороший пейзаж не используя правил воздушной или линейной перспективы.

Воздушная перспектива


Воздушная перспектива обязательно присутствует в любом пейзаже. Что же являет собой воздушная перспектива? Если говорить просто и буквально, то правила воздушной перспективы говорят о том что:

Чем дальше какой-либо объект или предмет находится от наблюдателя, тем менее четко его видно. Следовательно, чем дальше от нас находится предмет, тем менее четко мы его изображаем.

Передний и задний план

И.Левитан картина "Весна в Италии"

Пейзаж Левитана «Весна в Италии». На переднем плане можно различить цветы на ветках, доски  деревянного забора, чем дальше от созерцателя — тем менее четкие формы и  мазки.

ottepel

«Оттепель». Деревья на заднем плане и линии горизонта едва различимы. На переднем плане хорошо видны стволы и ветви и даже маленькие веточки.

Городской пейзаж Т. Кинкейда

Картина Т. Кинкейда. На переднем плане можно различить даже надписи и выражения лиц людей, на заднем плане — еле различимы формы домов и окон.

На переднем плане можно вырисовывать все в деталях (кирпичи домов, узоры, текстуру дерева, цветы, неровности стволов деревьев, конструкции автомобилей….), используя насыщенные краски. Чем дальше вы уходите «вглубь» леса или города, тем мене четко изображайте или упускайте детали, используйте менее яркие краски, добавляйте легкую дымку.

Если в пейзаже держать все в 100% фокусе, зритель запутается и у него возникнет закономерный вопрос: «Что же в этой картине главное?». Человеческому глазу не свойственно одинаково четко видеть цветок вблизи и тот, что находится в от него в 20 шагах.

Воздушная перспектива делает работу более объемной, просторной, воздушной.

Цвет в воздушной перспективе

Второе правило воздушной перспективы раскрывает суть, почему же этот вид перспективы  назвали «воздушной перспективой»?

Все  на нашей планете окутано воздухом. Соответственно, чем дальше от нас предмет, тем больше воздуха на него  налагается. Предмет, который находится вдали, для наблюдателя приобретает цвет  воздушного пространства в котором он находится.

Примеры работ в воздушной перспективе

Видеоурок живописи "Маковое поле"

Пейзаж «Маковое поле». Кусты, холмы, поля вдали приобрели теплый розово-оранжевый оттенок закатного неба и солнца.

Пейзаж И.Левитана

Пейзаж И.Левитана. Деревья и холмы вдали покрыты дымкой пасмурного сероватого неба.

Картина Е. Кирильук "Кипарисы в горах"

Пейзаж «Кипарисы в горах». Горы вдали кажутся голубыми.

Чем более сумрачно небо, тем больше его цвет и свет будет передаваться всему окружающему. Если вы рисуете туманное утро, дождевой или снежный пейзаж, тем больше дымки и невыразительности должно быть вдали. Смело «замыливайте» все что находится далеко от наблюдателя.

В дневном свете, схематически воздушную перспективу можно показать так:

воздушная перспектива, схема

Схематическое изображение воздушной перспективы в дневном освещении. Это просто линии, но выглядят как пейзаж.

Правило воздушной перспективы: коричневый вдали становиться зеленым, зеленый отдаляясь теряет интенсивность и превращается синий или голубой.

Линейная перспектива


Линейна перспектива в сочетании с воздушной поможет создать еще более реалистичный пейзаж, правильную, легко и хорошо воспринимающуюся картинку.

Основное правило линейной перспективы: все параллельные лини в пейзаже сходятся в одной точке.

Схемы линейной перспективы

Линейная перспектива

Линейная перспектива — все параллельные линии сходятся в одной точке. Начальный этап работы над городским пейзажем.

Городской пейзаж К. Писарро

К. Писарро «Бульвар Монмартр в Париже». Параллельные линии домов  и дороги уходят вдаль и сходятся в одной точке.

Картина Л. Афремова

Осенняя аллея Л.Афремова. Отлично прослеживается линейная перспектива.

Когда рисуете ряд одинаковых деревьев, фонарей, столбцов, домов в линейной перспективе, все они визуально будут уменьшаться, уходя вдаль, в перспективу, и расстояние между этими объектами также будет сокращаться.

В качестве примера «Дождевая аллея» в стиле Афремова:

Аллея Л. Афремова

«Дождевая аллея» Каждый следующий фонарь ближе к предыдущему.

Белая линия — линия горизонта, зеленая точка в центре — точка схода,  красные линии — обозначают высоту фонарей.

Перспектива и восприятие


Рисуя что-либо в линейной перспективе, вы должны знать и понимать, что взгляд вашего зрителя всегда будет следовать по аллее, дороге или тропинке и приходить в точку схода.

Сделайте дорогу по которой следует взгляд зрителя интересной, яркой разнообразной, не монотонной, не скучной. Или изобразите что-то наиболее важное, ключевое, интересное для созерцания там, где дорога сходится в одну точку.

Примеры картин

Е. Кирильчук "Грузия, горы в цвету"

«Горы в цвету». Горная дорога ведет взгляд к домику вдали.

К. Писарро "Ночной Монмартр"

К. Писарро «Монмартр ночью». Взгляд идет по дороге и уходит вдаль, рассматривая по пути все мелочи: машины, дома, прохожих.

"Сады цветут" автор Е. Кирильчук

«Сады цветут». Наблюдатель смотрит с холма на тропинку ведущую к домикам вдали.

Подробности линейной перспективы и ее восприятия, читайте в уроке живописи «Городской пейзаж».  

Знание и соблюдение этих нескольких очень простых правил в построении работы над пейзажем, поможет избежать грубых ошибок и создавать красивые гармоничные пейзажи, наполненные  глубиной,  простором и воздухом.

Желаю удачи и творческих успехов! 

Жду отзывов, вопросов и комментариев! 

Рекомендуем публикации

Пожалуйста оставьте комментарий!
  • Светлана

    Большое спасибо за урок, очень интересно и полезно!

  • Елена

    Спасибо за урок, очень полезная информация и очень доходчиво!

  • Людмила

    СПАСИБО!
    СПАСИБО ВАМ ЗА ВСЁ, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ!
    Эта тема ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНАЯ и Вам удалось
    объяснить так, что хочется нарисовать ВСЁ …
    и сразу…:)
    Дай Вам Бог всяческого благополучия 🙂 всяческих УСПЕХОВ
    … и особенно… ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
    — нам на радость 😉
    СПАСИБО ! ! !

    • Спасибо, за отзыв и пожелания! Такие комментарии вдохновляют 🙂

  • Елена Дмитриева

    Елена, благодарю за очередной урок!
    Как всегда — самое главное и необходимое для начинающих.
    Положу в свою копилку ))

  • Валентина

    Елена, спасибо. Очень важный урок!

  • ольга

    Огромное спасибо, Елена. Как всегда Вы чудно всё подсказываете начинающим.

    Удачи во всем! Ольга

  • Деля А

    Милая Елена!
    Мне скоро 80лет!!!-Слава Богу!
    Никогда не держала кисточки-но случайно увидела Ваш город ночной и загорелась!!!Нашла школьные элементарные краски и
    Такое удовольствие и такая удача- ВСЕМ понравилось-ПОХОЖЕ!!
    Я по ВАШИМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ урокам повторила ОСЕНЬ МОРСКОЙ ЗАКАТ ВАН ГОГА БУКЕТЫ И др.- Жаль не умею -ПОКА -передать мои фото — шедевры.Научусь — передам!!!ОГРОМНОЕ СПАСИБО за ВАШИ простые доходчивые уроки- я получаю Большое удовольствие и друзьям советую -взять кисточки и — получать радость.Спасибо!Д.А
    А оттепель не получается — работаю….Деревья скучные у меня…..

    • Спасибо за комментарий! Очень рада, что у Вас все получается мои уроки помогают. Присылайте фото 🙂

  • Денис Федоров

    Здорово!
    В пейзажах я люблю пастозную живопись. Красок на картины не жалею. На <a href="https://2.bp.blogspot.com/-8G4q8RAnaqg/WDXIBw_3aMI/AAAAAAAABIM/mqZXsBJa2p0mD6FkDY-Qo3OTJfAuqIgiACLcB/s1600/5.jpeg&quot;
    холстах
    тоже не экономлю.