Имприматура в живописи

Имприматура — термин, используемый в живописи, для обозначения первоначального фонового цвета, который наносят на основу. Итальянский термин буквально означает «первичный, окрашенный слой», который помогает в классической живописи начинать работу со среднего тона, а затем совершать переход от темного к светлому оттенку.

Имприматура это тонкий, полупрозрачный слой цвета, который наносят на грунт перед работой для снижения впитывающей способности грунта или в качестве среднего тона для картины.

Подготовка основы


Существуют классические каноны в подготовке полотна, использовании материалов:

  • каждый предыдущий мазок масляной краски должен полностью высохнуть — от 10 до 45 дней,
  • в подготовительной работе нельзя применять сухие щетки,
  • для каждого цвета рекомендуется использовать различные кисти,
  • не стоит трогать поверхность картины руками – для этого пользуется мастихином.

Прозрачная или полупрозрачная имприматура содержит в составе масляные краски и разбавитель. Первые слои картины обеспечивают ценность полотна, цвет наносят гораздо позже. Примером могут служить произведения Рубенса, где фон объединяет изображения на полотне. Все темные и теневые области окрашены в красный цвет, чтобы сделать эти участки яркими, теплыми и живыми во время создания главной темы. Более современный, несколько модифицированный вариант, метод предполагает использование алкидной среды для первого слоя, который значительно ускоряет сушку, но требует опыта и навыков в работе.Имприматура

Функции


Имприматура или фламандская техника первого слоя имеет несколько функций — тонизирующее уплотнение холста защищает лежащий в основе эскиз и создает легкую работоспособную почву для остальной части процесса. Каждый слой способствует построению картины, как пирамиды. Благодаря экспериментам ранних художников, в классической живописи маслом, великие живописцы оставили богатое наследие в применение цветовых составов «первого слоя»:

  • В ранних работах Тициана предпочтение отдавалось белому грунту, но с опытом мастер стал применять красную прозрачную краску, еще позже — темный тон;
  • Основу из темного шоколадного или густого черного использовал Тинторетто;
  • Секретом Веронезе является сияющая жемчужная или голубовато-серая тонировка;
  • Рембрандт много экспериментировал с основами, начиная от белой грунтовки золотистый коричневой фон на определенных областях, постепенно испробовал сочетание серой основы и темного тонального слоя, затем перешел к прозрачным темным коричневым цветам, которые стали особенностью его работ;
  • Любые тональности имприматуры можно видеть на полотнах Рубенса;
  • Опыт Эль Греко считается наиболее универсальным в живописи – создавался эскиз на белой грунтовке, который тонировался прозрачным слоем коричневой умбры, белилами моделировались формы полутонов, которые приобретали жемчужный оттенок.

Имприматура является классическим термином для обозначения полупрозрачного или прозрачного цветного слоя, используемого для создания тонированной основы для живописи. Техника Алла прима в импрессионизме и пастозные методы не требуют тонированного грунта, поэтому на определенном этапе развития живописи значение первого слоя стало неактуальным. Но в работах маслом подготовительный слой становится гармонизирующим элементом для всех верхних наслоений цвета. Если краски положены в соответствии с законами классической техники — это позволяет демонстрировать первоначальный тонированный слой в определенных участках полотна, определяет общую тональность и легкость композиции.

Преимущества


Преимуществом использования имприматуры является то, что белый грунт просвечивается через прозрачный слой и верхние полупрозрачные мазки, создавая магическую трехмерную иллюзию. Цвет первичного слоя краски зависит от композиции:

  • для полотна в сером цвете применяют аналогичный первый слой,
  • чтобы сделать холодный фон, в составе тонировки смешивают желтую охру с черным цветом в различных пропорциях,
  • для теплого тона используют красную тонировку, например, кадмий оранжевый.

Концентрация внимания


Но имприматура может наноситься частично, на определенные области или использоваться для концентрации внимания на определенных эффектах.

Чтобы подчеркнуть тени, свет и полутона:

  • применяют темные коричневые нейтральные оттенки на белой грунтовке на нужных областях;
  • подмалевок делают умброй в тонких слоях по светлому грунту – это позволяет создавать иллюзию освещенности определенной области;
  • для создания равномерной освещенности полотна краски наносят на белую грунтовку теплого или холодного оттенка;
  • участки, предназначенные для ярких красок, остаются непокрытыми или для усиления эффекта тонируются аналогичными более насыщенными цветовыми пигментами;
  • для пейзажей рекомендуется использовать теплый красноватый прозрачный фон.имприматура

Выделение формы


Чтобы сделать выделение формы, используют традиционные составы из четырех цветов — свинцовых или титановых белил, желтой охры, красной охры и черной сажи. Правильное смешение до нейтрального серого оттенка начинается с черного и белого с добавлением желтого пигмента. Если требуется погасить зеленый цвет, в тонировку добавляют красную охру.

Живые цвета требуют присоединения реальных оттенков, которые задействованы в картине – это может быть ультрамарин, берлинская лазурь, глубокий цвет марена, красная киноварь или кадмий, желтый свинец.

Определенный цвет для каждого объекта должен просвечиваться в предыдущем слое. Для освещенных участков или воспроизведения тени используют соответственно более легкую или, наоборот, темную смесь пигментов. Иногда требуется много слоев, чтобы завершить стадию имприматуры, постепенно сужая подсвеченные и теневые области.

Имприматура обеспечивает не только общую тональность оптического единства в живописи, но приносит пользу на начальных этапах работы, помогает художнику установить цветовые соотношения темного и светлого, так как классическая живопись требует сначала создания эскиза на полотне, затем – подмалевка, который должен высохнуть. Последовательные цветовые наслоения применяются в прозрачной глазури или полупрозрачных слоях.

Рекомендуем публикации

Пожалуйста оставьте комментарий!