Насыщенная красная сангина известна в искусстве на протяжении многих веков. Наши предки пользовались красными минеральными породами для рисования с эпохи палеолита. Художники Ренессанса работали с натуральным материалом и называли его красными мелками, развивали технику их использования.
Термин «сангина» происходит от латинского слова «кровь» и относится к рисункам, выполненных красным мелом. Минерал гематит дает мелкам насыщенный терракотовый оттенок. В Италии этот материал был в изобилии. На острове Эльба была знаменитая шахта, которая снабжала Микеланджело средством для рисования.
Оглавление
Красный мел
Сангина или красный мел на рисунках красновато-коричневого цвета и напоминает оттенок запекшейся крови. Это популярный способ выполнения рисунка или пейзажа в течение многих столетий. Благодаря своей мягкости и теплой цветовой гамме, терракотовые карандаши и мелки пользовались популярностью в классическом портрете. Например, Леонардо, Рафаэль, Рубенс и Фрагонар считали сангину любимымматериалом для рисунка. В 17-18 веках красные графитовые мелки использовались, как часть особых техник – рисование мелками включает сангину, углем и белым мелом. Эти методы успешно применялись для портретов, зарисовок и эскизов и рассматривалось, как переход к профессиональной живописи.
В настоящее время теплый красновато-коричневый мел изготавливают из пигмента «жженая сиена» и глины. Современная сангина производится с оксидом железа в виде карандашей в древесной оболочке или палочек и используется так же, как древесный уголь и пастель. Для рисунка используется бумага среднего тона. Специальные карандаши и мелки относятся к семейству красных терракотовых пигментов природных оттенков, но производятся в нескольких других тонах – оранжевых, коричневых, бежевых.
Преимущества
Одним из преимуществ использования графитовых мелков для живописи является уникальная способность пользоваться текстурой бумаги. Они обеспечивают впечатляющие результаты, в зависимости от приложенного давления на поверхность бумаги. Простое средство ля рисования имеет те же преимущества, что и карандаш или уголь. Художники развивают технику использования мелков для штриховки и создания широких линий, а терракотовые карандаши – для эскизов и тонких линий. Сангиной прекрасно выполнять портреты, зарисовки, деревенские пейзажи. Это идеальное средство для моделирования и рендеринга объема и человеческого тела.
Рецепты изготовления мелков для живописи передавались от мастера к ученику в среде одной мастерской, развивались на протяжении веков. Методы изготовления часто изменялись для адаптации к местным ресурсам. Мел предварительно измельчали в тонкий порошок, а затем формировали палочки с добавлением воды и глины. Удаление примесей позволяло создавать более однородные рисунки в натюрмортах, пейзажах. Точные рецепты обеспечили нужное качество для постоянной работы художников. Дефектные материалы, в конечном счете, исчезали и, благодаря накопленному опыту и знаниям художников, появились удобные рецептуры и формы сангины.
Мягкость и качество натурального красного мела не имеет равных. Серийно выпускаемые мелки модифицируется с восками и связующими веществами, чтобы противостоять растрескиванию, ломке, крошению. Улучшенные мелки и карандаши позволяют художнику более свободно и тонко выразить тему рисунка.
В оттенках серого
Монохромные цвета черный, белый, терракотовый и сепия можно найти в классах живописи почти в каждой художественной школе. Они приносят фотографическую точность, жизненную силу, индивидуальность выражения. Это старая традиция фигурного рисунка, которая восходит к эпохе Возрождения, усиливается с белым фоном бумаги и тенями.
Монохромные мелки отсылают к давней традиции портретного рисунка, но работать сангиной значительно сложнее, чем обычной пастелью – техника развивалась столетиями. Линии сложно растушевать, сгладить, иногда они нечеткие. Сангина и сепия в виде мелков дополнены воском, а карандаши служат для эскизов и деталировки. Потому в рисунках красными мелками используется техника работы пастелью и классическая практика эскизов карандашом.
Особенности работы
Популярные методики работы:
- Тонким, остро заточенным карандашом делают эскиз. Необходима осторожность в размерах и размещении предметов при использовании заостренных светло-красных мелков. Используется для создания натюрмортов, пейзажей, портретов.
- Мягкая сангина требует частой заточки в точку, которую делают при помощи наждачной бумаги или другой абразивной поверхности.
- Мелком блокируют фон и контур предмета при рисовании натюрмортов, пейзажей.
- Формы создают путем закрашивания с использованием мягкой резинки. Это процесс в живописи, который сродни подмалевку. Традиционно для подмалевка на полотно свободно наносили щеткой масляную умбру или охру или натирали, а затем стирали излишки тряпкой или чистой кистью. Щетку в работе с мелками заменяет ластик.
- Построение тона основывается на манипулировании количеством пигмента, как в «Алла Прима». Используя боковую поверхность небольшого куска мелка монолитом, пигмент наносят на бумагу. Тени, осветление производят резинкой.
- Растушевка позволяет работать, словно кистью. Специальный инструмент для этого известен в истории развития техники, представляет собой палочку цилиндрической формы, коническую на концах, которые обычно изготавливаются из рулонной бумаги. Инструмент применяется художниками, чтобы размазать или заштриховать, растушевать карандаш, уголь, мелки, пастель. Для сангины он длиннее, полый, с более плотно обернутыми бумагой двумя концами и производит немного другие текстуры.
- Очистка включает удаление использованного внешнего слоя путем соскоба, затем убирают с инструмента пигмент на абразивной поверхности и повторяют операцию.
- Мягкую резинку используют для удаления, растушевки пигмента, получение эффекта света и текстуры, особенно, на портретах, чтобы воспроизвести тонкий узор кожи, похожий на патину, ластиком сделать несколько штрихов «гребенкой», чтобы воспроизвести локоны или течение воды.
Сангина допускает определенную степень контроля и удобства в рисовании. Красные мелки широко использовался 15 и 16 веках такие художники, как Леонардо да Винчи в эскизах для «Тайной Вечери», Микеланджело, Рафаэль, Андреа дель Сарто. Большинство известных художников знакомы с сангиной. Использование мелков производит особенное впечатление на кремовой бумаге с вкраплениями белого – это один из основных инструментов старых мастеров.